14–15 февраля на площадке мастерской управления «Сенеж» проходила стратегическая сессия «Нормативное регулирование новой модели высшего образования: принципиальные изменения». Её организатором выступило Министерство науки и высшего образования РФ. Участие в стратсессии принял председатель Совета ректоров вузов Саратовской области, ректор СГУ А.Н. Чумаченко.
Представители Минобрнауки, Минсельхоза, Минздрава, ректоры ведущих университетов, представители крупных предприятий формулировали единые подходы к изменениям в системе нормативного регулирования высшего образования.
В первый день на пленарном заседании выступил Министр науки и высшего образования России В.Н. Фальков с докладом «Новое высшее образование: каким оно будет». Глава министерства обозначил ключевые отличия новой модели высшего образования от существующей системы:
- Уход от бакалавриата. По многим направлениям он так и не стал самодостаточным образованием, которое понимают и признают работодатели.
- Ввод нового единого уровня – высшее образование. Новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт.
- Сроки образования. Срок должен быть достаточным для завершённой подготовки специалистов. Для большинства ключевых специальностей – инженеров, врачей, учителей – срок обучения составит в пределах 5 лет. Будут и более короткие 4-летние программы, например для сферы туризма и индустрии гостеприимства, для сферы IT. 6-летнее образование будет предусмотрено по более сложным наукоёмким видам деятельности.
- Магистратура становится уровнем получения специализированных углублённых знаний для тех, кто имеет практический опыт. Она будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.
- Изменится роль аспирантуры. Из третьей ступени высшего образования, как сейчас, она станет отдельным самостоятельным уровнем профессионального образования, нацеленным на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров. Главным критерием эффективности будет успешная защита диссертации.
В феврале стартует общественное обсуждение проекта соответствующих изменений в Закон об образовании.
Помимо пленарных заседаний, работа стратсессии была организована в рамках десяти дискуссионных групп, которые по итогам двух дней работы представили свои соображения. Эксперты обсудили федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, федеральные учебно-методические объединения, перечни специальностей высшего образования, интеграцию российского и международного образования, интегрированное высшее образование, новую магистратуру и другие вопросы.
По материалам Минобрнауки России